Под эгидой ЮНЕСКО проходит по всему миру празднование 150-летия со дня рождения Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура (1874—1936), одного из величайших ачарьев нашего времени. Так ООН отметила его выдающийся вклад в сохранение и популяризацию ведического духовного наследия.
День рождения великого ачарьи приходится в этом году на 29 февраля (даты исчисляются по лунному календарю).
Местом основных празднований юбилея Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура стала, конечно, Индия. В Навадвипа-дхаме (Зап. Бенгалия) состоялся большой трехдневный фестиваль, прославляющий миссию Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура.
8 февраля премьер-министр Нарендра Моди представил широкой общественности памятную почтовую марку и юбилейную монету, посвященные этому выдающемуся религиозному деятелю.
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур родился 6 февраля 1874 года в Шри Кшетрадхаме (священный город Джаганнатха Пури в индийском штате Орисса) в семье выдающегося религиозного деятеля и просветителя Бхактивинода Тхакура. В детстве Бимал Прасад (такое имя ему дали его родители) с непостижимой легкостью изучил Веды, наизусть запомнил всю «Бхагавад-гиту» и наслаждался изучением философских работ своего отца. А за неистощимый запас знаний его даже прозвали «ходячей энциклопедией».
Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур убедительно выступал против кастового мышления и философских отклонений в Гаудия-вайшнавизме. Он стремился объединить четыре вайшнава-сампрадаи (ученические школы), опубликовав самые известные философские произведения их представителей. За свое бесстрашие и бескомпромиссную проповедь вайшнавского учения его стали называть «Нрисимха-гуру» (гуру-лев). Майявади (сторонники учения имперсонализма), едва завидев «гуру-льва», тут же переходили на другую сторону улицы. Будучи вдохновенным проповедником, Сарасвати Тхакур был наделен и множеством удивительных божественных качеств и исполнен восторженной любовью к Богу. Он основал 64 храма (Гаудия-матхи) по всей Индии, а также в Бирме, Англии и Германии.
Сарасвати Тхакур провел раскопки на месте явления Господа Чайтаньи в Йогапитхе (Маяпур, Зап. Бенгалия), несмотря на препятствия, чинимые кастовыми госвами. В этом месте он построил великолепный храм.
Три его издательства, которые он называл «брихат-мридангами» (букв. «великими барабанами») и которые располагались в Мадрасе (ныне Чхеннаи), Калькутте (Колката) и Кришнанагаре, печатали книги, журналы и газеты, с помощью которых Сарасвати Тхакур распространял послание Шри Чайтаньи.
Когда Сарасвати Тхакура спросили, зачем нужно печатать ежедневную духовную газету «Надия Пракаш», тот ответил: «Если какой-то мелкий городишко может позволить себе выпуск пяти ежедневных газет, почему мы не можем ежесекундно издавать газету о том, что происходит в вечном, неувядающем мире трансцендентных деяний Верховной Личности Бога на Его безграничных духовных планетах, на Голоке Вриндавана?»
Помимо работ своего отца, Сарасвати Тхакур издал множество книг: «Бхагавад-гиту», «Шримад-Бхагаватам», «Чайтанья-бхагавату», «Чайтанья-мангалу», «Према-бхакти-чандрику» и свою любимую «Шри Чайтанья-чаритамриту». Он предсказал, что люди Запада будут изучать бенгали специально для того, чтобы наслаждаться нектаром, оставленным Шрилой Кришнадасом Кавираджем в его «Чайтанья-чаритамрите». Он опубликовал свыше 200 богословских и научных статей.
Чтобы расширить сферу своей проповеди, он привнес в эту практику множество нововведений. По всей Индии он установил бесплатные теистические выставки и диорамы с изображением лил (развлечений и деяний) Шри Кришны и Шри Чайтаньи Махапрабху. Воспользовавшись последними достижениями технологии своего времени, он даже создал самодвижущиеся куклы. Чтобы увековечить память о посещении Господом Чайтаньей некоторых святых мест, он установил там мраморные оттиски лотосоподобных стоп Господа. Игнорируя «каноны» и «традиции», он позволил своим ученикам-санньяси носить курты и пальто (пошитые руками портных!), ездить в автомобилях и на моторных лодках, а также отправил некоторых из них в Европу с тем, чтобы те распространяли там послание Махапрабху.
Революционные проповеднические идеи Бхактисиддханты Сарасвати брали свое начало в принципе юктавайрагьи (практическом применении возможностей и обстоятельств, санскр.), установленном великим ачарьей Рупой Госвами. Будучи вечно освобожденной душой, Сарасвати Тхакур знал, каким образом задействовать майю (иллюзорную энергию материального мира) в служении Господу Кришне (то есть Верховной Личности Бога).
Следуя по стопам Бхактивинода Тхакура, Сарасвати Тхакур проповедовал социальную систему варнашрамы, чтобы добиться в обществе гармонии и обеспечить духовное наполнение образовавшегося вакуума. Отстаивая принципы учения Рупы Госвами и Рагхунатхи даса Госвами, он учил науке служения Богу с преданностью и продемонстрировал тысячам людей, как обрести искреннюю любовь к Нему.
Помимо невероятного успеха, сопутствовавшего его проповеди в Индии, величайший вклад Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура обрел свое воплощение в образе Абхая Чаранаравинды Бхактиведанты Свами Прабхупады (1896—1977, основал в 1966 году Международное общество сознания Кришны), которому он дал посвящение и которого вдохновил на проповедь сознания Кришны по всему миру. Когда Шрилу Прабхупаду попросили описать его духовного учителя Бхактисиддханту Сарасвати Тхакура, тот просто сказал: «Что я могу сказать… Это человек с Вайкунтхи! (с планет духовного мира)».