
Индуизм — самая древняя из мировых религий, третья по численности после христианства и ислама.
Индуизм представляет собой совокупность религиозных течений, доктрин и культур, сформировавшихся в Древней Индии, существующих как целостное образование и не входящих в противоречие с основным мировоззренческим ядром, имеющим в своей основе ведическую культуру. Из них вайшнавизм — самое многочисленное течение: более 700 млн верующих.
Как отмечают известные российские востоковеды и индологи, индуизм не имеет единого административного органа (как, например, Католическая или Православная Церкви) и существует в направлениях.
Так как в индуизме много течений и, соответственно, много объектов поклонения, западным исследователям индуизма может казаться, что индуисты поклоняются многим богам. По мнению вайшнавов, в действительности в индуизме следует различать поклонение Бхагавану (Верховной Личности Бога) и полубогам, которых много и которые отвечают за функционирование различных процессов во Вселенной.
Начиная со второй половины I тыс. н.э. ведущей линией в толковании священных текстов становятся монотеизм и утверждение первостепенности личностных отношений между Богом и верующим. Эта линия и соответствующие религиозные группы в целом получили название «бхакти» (в переводе с санскрита — «преданное служение, любовь к Богу»), в отличие от групп, где акцент делается на сугубо мистической практике и слиянии с надвселенским Абсолютом.
Нельзя называть всех последователей индуизма политеистами (многобожниками) в том значении, которое принято в западной теологии и религиоведении. Индийский писатель А. Партхасаратхи объясняет этот парадокс следующим образом: «Индусы — не многобожники. Они почитают одного Бога… Различные боги и богини индуистского пантеона — лишь выражение сил и функций единого Верховного Бога в материальном мире».
Кришна («Всепривлекающий», санскр.) — это Верховный Бог, источник всех полубогов и всего сущего.
В условиях обилия религиозных течений главным критерием их ортодоксальности в Индии служит признание последователями авторитетности свода священных книг, наличие храмов и особой группы священнослужителей, преемственность в передаче канонического знания от духовного наставника к ученику и соблюдение ряда поведенческих предписаний и запретов, которые разнятся в зависимости от того, к какой возрастной, половой и социальной категории принадлежит данное лицо.
По свидетельству известных индуистских религиозных деятелей, а также российских и индийских религиоведов, Общество сознания Кришны полностью соответствует вышеупомянутым критериям и характеризуется в Индии как ортодоксальная и аутентичная индуистская организация. В целом, для индуизма характерны концептуальный плюрализм и высокая терпимость по отношению к другим религиям, что проявлялось на протяжении длительной истории сосуществования на территории Индии самых разнообразных религиозных традиций (индуизм, ислам, христианство, буддизм).
Из всех индуистских религиозных течений наиболее близка к монотеистической авраамической традиции (христианству, исламу, иудаизму) вайшнавская бхакти, к которой относится Общество сознания Кришны.
Вверху: Ратха-ятра (праздник Шествия Колесниц) в Джаганнатха Пури (Орисса, Индия)