
В большинстве публикаций и упоминаниях об Обществе сознания Кришны чаще всего фигурирует название «кришнаиты». Однако правильное конфессиональное определение последователей Общества сознания Кришны — вайшнавы, а если еще точнее, то гаудия-вайшнавы. Именно такое обозначение используется в канонической литературе Общества сознания Кришны и самими последователями.
«Вайшнав» означает «поклоняющийся Вишну (Кришне, то есть Богу)». Гауда (Гауда-деша) — старинное название исторической области в Индии, на территории современной Западной Бенгалии и части Бангладеш, где зародилось и получило первоначальное распространение вероучение гаудия-вайшнавов.
В России наиболее часто употребляемое официальное название — Общество сознания Кришны (ОСК) и Центр обществ сознания Кришны в России, ЦОСКР (при упоминании централизованной религиозной организации). Иногда в российских СМИ фигурирует термин «Международное общество сознания Кришны» (ИСККОН). Это связано с тем, что большинство последователей предпочитает устоявшееся со времен Прабхупады название ИСККОН (от англ. аббревиатуры ISKCON — International Society for Krishna Consciousness). При этом собственно религиозная организация «Международное общество сознания Кришны» не действует на территории Российской Федерации. Ее духовные центры находятся в Индии, где она пользуется популярностью и заслуженным уважением за широкую благотворительную и просветительскую деятельность. Первые лица Индии традиционно участвуют в массовых духовно-культурных мероприятиях этой религиозной организации.
Суть вероучения в том, что все мы — вечные души, рождающиеся в различных материальных телах, потому что забыли о своей высшей духовной природе. Цель человеческой жизни в том, чтобы пробудить в себе дремлющую любовь к Богу (Кришне) и обратиться к преданному служению Ему.
Совершенство жизни есть немотивированное преданное служение Господу в любви, свободное от каких бы то ни было проявлений эгоизма.
Возрождение традиции бхакти связывают с Рамануджей (1017-1137). Усилиями Шри Чайтаньи (1486-1534), которого вайшнавы почитают как самого Кришну, влияние вайшнавской духовной традиции распространилось практически по всей Индии. Чайтанья был не только выдающимся религиозным деятелем, но также выступал за духовное равноправие человека независимо от социального положения и против кастовости, которая всегда была препятствием в духовной жизни простых людей. Личность Чайтаньи была уникальной и с исторической, и с философско-богословской, и с социальной точек зрения.
Духовная практика
В основе духовной практики вайшнавов лежит прославление Бога (Кришны) через Его святые имена. Практикуется индивидуальное и совместное пение древней мантры (молитвы) «Харе Кришна», с помощью которой верующий просит Бога о божественном и бескорыстном служении Ему.
Среди других основных элементов духовной практики следует выделить: изучение Священных Писаний, поклонение Богу в храме, служение верующим и другим людям, паломничество по святым местам.
На основе бхакти построена и этика вайшнавов. Праведными качествами считаются те, которые способствуют приближению души к Богу (правдивость и честность, милосердие, самообладание, внутренняя и внешняя чистота, воздержание от неоправданного насилия, всепрощение, чувство долга), а греховными — те, которые отдаляют душу от Бога и погружают ее в круговорот материальной жизни (лживость, стяжательство, гордыня, грубость, похоть, невежество, причинение вреда другим, уклонение от выполнения долга). Предполагается, что вайшнав, сознающий свою духовную природу вечной частицы Бога, видит ту же природу и в других; таким образом, его любовь к Богу распространяется и на всех окружающих.
Институт духовного учителя и наставника
Традиционно для вайшнавизма (и в целом для индуизма) важен институт духовного учителя (гуру) и наставника. Священные Писания учат тому, что без духовного учителя и наставника никто не может постичь Бога как личность (Кришну).
В Обществе сознания Кришны каждый верующий гражданин имеет возможность принять того или иного духовного учителя. К вайшнаву, наделенному полномочиями принимать учеников и заботиться об их духовном росте, предъявляются очень строгие требования. Будущий ученик сам может выбрать из них того, кто, по его мнению, будет ему лучшим духовным наставником. Авторитет духовного учителя не абсолютен — ему самому следует поступать в соответствии с принципами Священных Писаний. Духовный учитель не считается ни Богом, ни мессией, а только слугой Бога. Если поведение или наставления духовного учителя идут вразрез с наставлениями писаний, то ученику следует отказаться от такого наставника. Такой порядок исключает возможность использования духовного авторитета в корыстных целях.
Запреты
Вайшнавы не употребляют в пищу мясо, рыбу, яйца. Запрещены также алкоголь, табакокурение, любые наркотические и одурманивающие вещества, к которым относят в том числе чай и кофе. Вайшнавы избегают азартных игр и воздерживаются от половых отношений вне брака.
Помимо канонических запретов существуют и этические нормы, предписывающие вайшнаву не сквернословить, не оскорблять кого бы то ни было, уважать женщин, видя в них матерей, уважать старших по возрасту и положению, независимо от вероисповедания, не позволять себе высказываний, поступков и даже мыслей, способных унизить человека по национальному признаку либо по признаку отношения к религии.
Фото: Ананда Говинда дас